Приветствую Вас, Гость

Ситуация успеха для слабоуспевающего ученика 

       Можно так классифицировать моих слабоуспевающих:

  1. те, кто имеет слабые умственные способности

  2. те, кто имеет слабые учебные умения;

  3. те , у кого низкие навыки устной и письменной речи;

  4. те, кто не владеет нормой чтения текста  ;

  5. те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)

  6. те, у кого низкий уровень памяти;( пусть тестированием определит школьный психолог)

  7. те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)

  8. те, у кого не сформировалось  прилежание - сознательно сформулированное отношение к трудному делу ;(25%)

  9. низкая мотивация к изучению математики: 1) « не хочу и все …»- это не системно , а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок , эмоционального состояния др.; 2) «не хочу , т. к…»- истинная причина в том , что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.

       Отсюда, становится понятным , что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно – в рамках всей школы и семьи .

       Успеваемость зависит и от того , в какое время проходят мои уроки.

Что же я делаю ?

    Во-первых ,это личностно –ориентированный подход : обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда – это дифференцированные тренировочные задания , инвариантные практические работы , дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. 

      Во-вторых,  с новым материалом знакомим постепенно , используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому я  для желающих   провожу дополнительные занятия.

      В-третьих, организую систематическую проверку знаний и умений . Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и , конечно , к отсутствию знаний . Чтобы  ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся  научить  обращаться сразу за консультацией к учителю.

    Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен ,   Поэтому веду мониторинг , в котором по основным разделам-темам  учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме . В дальнейшем с течением времени отмечаю "+" и "-" – т.е изменения  , которые произошли . По этому учёту виден "рост ученика" , прочность его знаний .

    Для дополнительных занятий по решению задач есть "карточки помощи» . Это образец задания с решением и аналогичное задание.   К типовым задачам имеются у каждого ученика алгоритмы решения.                    

    Особенно охотно ребята идут на занятия с играми . Такие   занятия дают возможность работать на уровне подсознания .      

    Далее , организую систему заданий развивающего характера.

    Прилежание связано с уверенностью  на успех , поэтому создаю ситуацию успеха. Если нет прилежания только к математике – это моя вина , но если нет ко всем предметам?

    Низкая же мотивация типа «просто не хочу» в учебной деятельности по моему предмету разрешима , и решается вполне успешно. Формы и методы работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности  можно разделить по целям :

1. развивать положительную мотивацию;

2. обучать в условиях низкой мотивации .

Методы  развития положительной мотивации учения :

  1. интерес к  занимательным задачам;

  2. задачи с условием, отражающим важное практическое применение; 

  3. материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить :

1. желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени организую самостоятельную дифференцированную работу в группах , в парах или индивидуально.

2. желание быть первым в соревновании , в игре , не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

       Одной из составляющих системы моей работы является валеологизация  урока. Здоровье детей часто становится проблемой в овладении знаниями, например зрение и слух, и, наоборот , если не учитывать физические возможности и перегружать детей можно загубить главное- здоровье. На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения , доверия к вам , нет и любви к предмету . К сожалению , а иногда к счастью  , кроме моих взаимоотношений , есть еще уйма факторов : родители, общественность , коллеги , друзья и враги , завистники и доброжелатели ….

        У нас среди педагогов повальное стремление облегчить детям учение – учитель организатор игр, активизатор деятельности, классный затейник, но….законы продуктивного обучения все же неумолимы: для благо учеников им  необходимо выполнение больших объемов работы, напряженного труда и полной отдачи.

В исследованиях ученых встречается такая цифра – для прочных знаний и надо повторить 400-500 раз!

И еще одно информация , дающая пищу для размышлений:

знания формируются:

80%- начальная и основная школа

10%-10-11 классы

5%-вуз

Остальное- практика в самостоятельной жизни . Эту информацию должен знать каждый ученик , должен понять , что нельзя учение  откладывать на потом, и лучшее время усвоения- это школьные годы; что ,каждый учится на свое будущее благополучие.

Что же я планирую? 

План работы со слабоуспевающими учениками 

1. в середине сентября проводить тест, который охватывает все важные темы.

2. проводить анализ допущенных ошибок.

3. определить причины низкой успеваемости: а) болезнь, б) не желание учиться, в) не высокие умственные способности, г) педагогическая запущенность, д) отсутствие контроля со стороны родителей.

4. определяю виды индивидуальной работы.

5. веду диагностические карты по ключевым темам.

6. в конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.

Индивидуальная работа на уроке

1. специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. на ряду с письменными домашними заданиями ученику даю теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

5. использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.

6. использование карточек- подсказок, тренажеров.

7. привлечение сильных учеников, в качестве консультантов.

Индивидуальная работа во внеурочное время 

1. дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. в каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися 

1. учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

Требования к проведению урока 

1. учитель должен сформулировать тему и цель урока.

2. каждый урок должен быть обучающим.

3. на уроке должно быть сочетание индивидуальной и коллективной работы.

4. учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

5. учитель должен добиваться, чтобы усвоение материала осуществлялось на уроке.

Дидактические материалы для работы со слабоуспевающими 

       Система карточек для коррекции знаний по курсу математики 5 -6 классов, математические тренажеры, тетради для востановления базовых знаний помогают корректировать знания учеников. Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из разных частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и от 10 до 15 заданий для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если ученик на таком занятии правильно выполнил первые 5 заданий из 15,  это достаточно. Если он не смог это сделать, то учитель должен объяснить ему материал и дать следующие 5 заданий. Если и эти задания ученик не смог выполнить, объяснение продолжается, и решаются остальные 5 заданий.

Документация

1. классный журнал.

2. журнал учета и коррекции знаний.

3. самодиагностика.

4. рабочие тетради.

5. тетради для контрольных работ